В современном мире быстрый ритм жизни и высокие требования на работе могут приводить к состояниям, известным как эмоциональное и профессиональное выгорание.

Эти два феномена часто пересекаются, оказывая значительное влияние на качество жизни и работоспособность.

Согласно модели ресурсов и требований к работе, (Job Demands-Resources Model), предложенной Арнольдом Бэккером и Евангелией Демерутти (2007), профессиональное выгорание возникает, когда требования на работе превышают доступные ресурсы, что приводит к хроническому стрессу и истощению.

Модель ресурсов и требований к работе (JD-R) объясняет взаимосвязь: как требования на работе и ресурсы, которыми располагает работник, влияют на вовлеченность.

«Модель ресурсов и требований к работе (JD-R) объясняет взаимосвязь: как требования на работе и ресурсы, которыми располагает работник, влияют на вовлеченность.»
Demerouti, E.
Bakker, A.B. and Demerouti, E. (2007), "The Job Demands‐Resources model: state of the art", Journal of Managerial Psychology, Vol. 22 No. 3, pp. 309-328. https://doi.org/10.1108/02683940710733115
Данная модель, объединяет два направления исследований: стресс и мотивацию. Согласно модели JD-R, можно предсказать уровень эмоционального выгорания и вовлеченности в работу, основываясь на взаимодействии между требованиями и ресурсами. JD-R предполагает наличие двух взаимосвязанных, но отличных психологических процессов: первый связан с истощением энергии и ухудшением здоровья из-за высоких требований, а второй — с положительным мотивационным процессом, который усиливает вовлеченность и приверженность к организации благодаря наличию достаточных ресурсов. Эта модель также подчеркивает, как требования и ресурсы на работе взаимодействуют, влияя на организационные результаты (Demerouti, E., & Bakker, A.B., 2011).
Понимание взаимосвязи между эмоциональным и профессиональным выгоранием является ключом к их профилактике и лечению.
Эмоциональное и профессиональное выгорание: связь и различия
Эмоциональное выгорание проявляется через чувство усталости, истощения и сниженного интереса к жизни. Оно может быть вызвано личными проблемами, стрессом в отношениях или хроническими заболеваниями. Профессиональное выгорание, с другой стороны, связано с утратой мотивации, неудовлетворенностью работой и чувством бесполезности своих усилий.
Исследования показывают, что до 30% работников испытывают симптомы профессионального выгорания, особенно в таких стрессовых профессиях, как медицина и образование. Самые высокие показатели профессионального выгорания демонстрируют специалисты помогающих профессий (психологи, психотерапевты, консультанты, социальные работники, педагоги) (Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б., 2023)
Эти два состояния взаимосвязаны: эмоциональное истощение может привести к профессиональному выгоранию, а стресс на работе может усиливать эмоциональное выгорание.
До 30% работников испытывают симптомы профессионального выгорания, особенно в таких стрессовых профессиях, как медицина и образование. Самые высокие показатели профессионального выгорания демонстрируют специалисты помогающих профессий
Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б.
Профессиональное выгорание медицинских работников до, во время и после пандемии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 64–73. DOI: 10.17759/jmfp.2023120206

Факторы риска эмоционального и профессионального выгорания

Выгорание часто сопровождается депрессией, тревожностью и другими психическими расстройствами. Например, исследование, проведенное К. Маслач и М. Лейтером (Maslach, C., & Leiter, M. P., 2016), показало, что более 20% врачей страдают от тяжелой формы выгорания, что приводит к увеличению числа ошибок и снижению качества медицинской помощи.
Факторы риска профессионального и эмоционального выгорания являются многообразными и могут варьироваться в зависимости от профессиональной среды, индивидуальных характеристик и социальных условий. Вот некоторые из наиболее значимых факторов, которые способствуют развитию выгорания:
Перегрузка и необходимость одновременно выполнять множество задач увеличивают риск эмоционального истощения и сниженной эффективности на работе.
Maslach, C., & Leiter, M. P.
Maslach, C., & Leiter, M. P. (2016). "Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry." World Psychiatry, 15(2), 103-111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
1
Высокая рабочая нагрузка и интенсивность труда: постоянное выполнение больших объемов работы, сверхурочные часы и нехватка времени на отдых и восстановление являются одними из главных факторов, способствующих выгоранию. Исследования показывают, что перегрузка и необходимость одновременно выполнять множество задач увеличивают риск эмоционального истощения и сниженной эффективности на работе (C.Maslach & M.Leiter, 2016).
2
Эмоциональное напряжение: работа, требующая интенсивного взаимодействия с людьми, особенно в ситуациях стресса или кризиса (например, врачи, учителя, социальные работники), часто приводит к эмоциональному истощению и выгоранию.
3
Недостаток контроля и автономии: сотрудники, у которых отсутствует возможность принимать решения и влиять на свой рабочий процесс, чаще испытывают неудовлетворенность и стресс. Ограничение автономии на работе может привести к чувству беспомощности и сниженной мотивации, что способствует развитию выгорания (А. Bakker & E.Demerouti, 2007). Аналогичные выводы можно сделать и о развитии эмоционального выгорания в отсутствии возможности принимать самостоятельные решения в своей жизни.
4
Отсутствие социальной поддержки: поддержка коллег и руководства играет ключевую роль в предотвращении профессионального выгорания. Отсутствие поддержки и признания со стороны коллег, семьи и друзей может усиливать чувство изоляции и беспомощности, что повышает риск эмоционального выгорания.
5
Несоответствие ценностей: когда существует разрыв между личными ценностями сотрудника и ценностями организации, это может привести к моральному конфликту и выгоранию. Например, врачи, которые вынуждены работать в условиях, противоречащих их профессиональной этике, чаще сталкиваются с выгоранием (CP.West, L.N. Dyrbye, T.D. Shanafelt, 2018).
6
Недостаток вознаграждений и признания: когда усилия сотрудников не получают соответствующего вознаграждения, будь то финансового, эмоционального или профессионального, это приводит к чувству неоцененности и демотивации.
7
Конфликт ролей и неясность обязанностей: непонятные или противоречивые требования, предъявляемые к сотрудникам, вызывают стресс и недовольство. Когда сотрудники не уверены в своих обязанностях или сталкиваются с конфликтующими требованиями, они могут испытывать повышенное напряжение и фрустрацию (W.B. Schaufeli & T.W. Taris, 2014).
8
Личностные факторы: некоторые личностные черты, такие как перфекционизм, высокая самоотверженность и склонность к самопожертвованию, также могут повышать риск выгорания. Люди с этими чертами часто ставят перед собой высокие требования и не позволяют себе отдыхать, что делает их более уязвимыми к эмоциональному истощению.
Практические рекомендации для профилактики эмоционального и профессионального выгорания
Дарья Блинова
Бизнес-консультант/Клинический психолог
1
Практики осознанности, такие как программы по снижению стресса, основанные на методах осознанного анализа и осознанности (например, IBSR, Inquiry-Based Stress Reduction, медитативные практики, боди-скан (body scan) – эта техника позволяет поочередно сконцентрироваться на различных частях тела, отмечая любые ощущения или напряжения. Боди-скан помогает повысить осознанность своего физического состояния и может использоваться для релаксации перед сном.
2
Дыхательные практики:
  • Диафрагмальное дыхание -дыхание "животом" помогает активизировать парасимпатическую нервную систему, что способствует расслаблению. Сделайте глубокий вдох через нос, позволив животу подняться, затем медленно выдохните через рот, опуская живот. Повторите 5-10 раз.
  • Квадратное дыхание. Эта техника часто используется в стрессовых ситуациях и помогает успокоить ум. Выполняется следующим образом: вдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета, выдох на 4 счета и снова задержка дыхания на 4 счета. Повторите несколько циклов.
  • Пранаяма (Pranayama). Это древняя техника из йоги, направленная на контроль дыхания. Один из вариантов — техника "Нади Шодхана" или "Альтернативное ноздревое дыхание", когда чередуются вдохи и выдохи через разные ноздри. Эта практика помогает сбалансировать энергию и улучшить концентрацию.
3
Управление стрессом: делайте регулярные перерывы, cтарайтесь делать паузы каждые 1-2 часа, чтобы размяться, подышать свежим воздухом или просто переключиться на другую деятельность.
4
Поддержание баланса между работой и личной жизнью. Четкое разделение времени, предназначенного для работы и личной жизни, помогает предотвратить эмоциональное истощение. Это может включать отключение уведомлений о работе после определенного времени или создание специального рабочего пространства дома.
5
Эмоциональная поддержка:
  • Развитие социальных связей: поддержка семьи, друзей и коллег помогает справляться со стрессом и улучшает эмоциональное благополучие. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к близким, если чувствуете, что перегружены.
  • Обращение за профессиональной помощью: если вы чувствуете признаки выгорания, важно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Профессиональная поддержка может помочь разобраться в причинах стресса и разработать эффективные стратегии для его уменьшения.
6
Забота о физическом здоровье
  • Физическая активность: регулярные упражнения помогают снизить уровень стресса, улучшить настроение и поддерживать физическое здоровье. Старайтесь заниматься спортом или физической активностью хотя бы 30 минут в день.
  • Сбалансированное питание: правильное питание способствует поддержанию энергетического уровня и улучшает общее самочувствие.
8
Развитие навыков саморегуляции
  • Развитие эмоционального интеллекта: умение осознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей, помогает справляться со стрессовыми ситуациями и уменьшает риск эмоционального выгорания.
  • Планирование и организация: эффективное управление временем и планирование задач помогает избежать перегрузки и снизить уровень стресса. Разделите большие задачи на более мелкие и устанавливайте реалистичные сроки для их выполнения.
8
Профессиональное развитие и самореализация
  • Постановка достижимых целей: определение ясных и реалистичных целей как в личной, так и в профессиональной жизни помогает поддерживать мотивацию и избегать чувства бесполезности.
  • Непрерывное обучение: участие в обучающих программах и семинарах помогает оставаться мотивированным и заинтересованным в своей работе.
Эмоциональное и профессиональное выгорание — это серьезные проблемы, которые требуют внимания и своевременных действий. Независимо от того, являетесь ли вы сотрудником или работодателем, понимание этих состояний и применение профилактических мер помогут улучшить качество жизни и предотвратить негативные последствия. Помните, что своевременное обращение за помощью — это первый шаг на пути к восстановлению и повышению качества жизни.
Список использованной литературы:

1. Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б. Профессиональное выгорание медицинских работников до, во время и после пандемии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 64–73. DOI: 10.17759/jmfp.2023120206
2. Bakker, A.B. and Demerouti, E. (2007), "The Job Demands‐Resources model: state of the art", Journal of Managerial Psychology, Vol. 22 No. 3, pp. 309-328. https://doi.org/10.1108/02683940710733115
3. Demerouti, E., & Bakker, A.B. (2011). The job demands resource model: Challenges for future use. South African Journal of Industrial Psychology, 37(2), pp. 1-9. doihttps://doi.org/10.4102/sajip.v37i2.974
4. Guelmami, F. Azaiez, N.L. Bragazzi // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. Vol. 15. Article ID 553230. 14 p. DOI:10.3389/fnhum.2021.553230
5. Maslach, C., & Leiter, M. P. (2016). "Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry." World Psychiatry, 15(2), 103-111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
6. West CP, Dyrbye LN, Shanafelt TD. Physician burnout: contributors, consequences and solutions. J Intern Med. 2018 Jun;283(6):516-529. doi: 10.1111/joim.12752. Epub 2018 Mar 24. PMID: 29505159.
7. Shanafelt, T. D., et al. (2015). Changes in burnout and satisfaction with work-life balance in physicians and the general US working population between 2011 and 2014. Mayo Clinic Proceedings, 90(12), 1600-1613.DOI:10.1016/j.mayocp.2015.08.023
8. Schaufeli, W. B., & Taris, T. W. (2014). A critical review of the job demands-resources model: Implications for improving work and health. In G. F. Bauer & O. Hämmig (Eds.), Bridging occupational, organizational and public health: A transdisciplinary approach (pp. 43–68). Springer Science + Business Media. https://doi.org/10.1007/978-94-007-5640-3_4
9. Zadok-Gurman T., Jakobovich R., Dvash E., Zafrani K., Rolnik B., Ganz A.B., Lev-Ari S. //Effect of Inquiry-Based Stress Reduction (IBSR) Intervention on Well-Being, Resilience and Burnout of Teachers during the COVID-19 Pandemic / International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 7. Article ID 3689. 14 p.DOI:10.3390/ijerph18073689
© 2024 All Rights Reserved
daria.blinova@questrussia.ru
Made on
Tilda